Главная » Управление » Как работает нематериальная мотивация сотрудников?

Как работает нематериальная мотивация сотрудников?

Есть распространенное заблуждение, что единственная рабочая мотивация — финансовая. На самом деле периодическое денежное подкрепление без симбиоза нематериальной заботы о сотрудниках несет очень короткий эмоциональный эффект. Постоянное повышение зарплаты не будет работать долго, премии придется постоянно индексировать, и, если не менять свой подход к мотивации команды, работодатель окажется в непростой ситуации, когда одних денег уже недостаточно, а «запал» команды на результат становится заметно скромнее.
Кристина Плетнева
Автор статьи

HR-директор международной сети "Настоящая пекарня"

На заметку работодателю

Не меняйте правила игры в одностороннем порядке после подписания трудового договора. Недобросовестные работодатели резко меняют пропорциональность дохода отдела продаж в двух случаях: если продаж нет и если продаж слишком много. Тогда влияют либо на окладную, либо на процентную часть. Как думаете, на сколько от 0 до 5 растет мотивация сотрудника работать усердней?

Простыми словами, «нематериальная мотивация» — это поддержка уровня эмоционального и бытового благополучия, здоровья или досуга работников, когда вы четко понимаете типы игроков в своей команде и знаете, что для них действительно ценно.

У собственника бизнеса и коллектива разные цели на предприятии: у вас — заработать и приумножить, у работника — ездить на хорошем автомобиле, дать детям лучшее образование, проводить время с близкими, радоваться успехам в труде, работать в комфортной атмосфере. Согласно исследованиям HeadHunter, 88% сотрудников готовы работать сверхурочно, если работодатель о них заботится.
  • Начните с простых вещей
Как называется должность сотрудника? О ней приятно/престижно говорить? «Уборщика помещений» можно переименовать в «старшего оператора службы клининга», «менеджера» — в «руководителя проектов"/"проект-менеджера», «секретаря» — в «помощника/ассистента руководителя».

  • Наладьте быт
Своя парковка снижает стресс утреннего прибытия на работу, а кофе в офисе делает начало рабочего дня понедельника намного приятней. Индивидуальное освещение за столом, живая зелень в офисе, микроволновка и холодильник кажутся мелочами, но закрывают базовые потребности в горячем обеде и уюте.

  • Разговаривайте с сотрудником
О его детях, кошке, мечтах и целях. Внимание лидера к каждому члену команды, возможность поговорить лично, посидеть за одним столом за обедом, вдохновиться одной книгой или просто обсудить погоду в лифте мотивируют младшее звено работников. Людям важно знать, что о них знают, их замечают и ценят.

  • Социальные условия
ДМС, оплата такси домой в позднее время суток, новогодние подарки детям, психолог или вознаграждение за шаги успеха в виде сертификатов на спа-процедуры.

  • Возможность расти за счет компании
Обучения, мастер-классы, выезды на профильные события, наставничество у лидера рынка или топ-менеджера компании.

  • Нематериальная мотивация от лидера
Если отдел продаж за неделю перевыполняет план, все сотрудники получают комплимент от директора (даже кофе на весь офис — уже приятный бонус).

  • Награда за выполнение амбициозных целей
Если за год сотрудник отдела продаж перевыполняет план или ежемесячно приносит значительную сумму, то компания отправляет его в отпуск (полностью оплачивает путевку, к примеру в 200 000 рублей).

  • Индивидуальная мотивация
Есть сотрудники, которые не подходят под категорию командных игроков, но приносят компании самую большую прибыль и работают эффективней остальной команды. Как правило, такие продажники зарабатывают больше всех, и для них нужна интересная нематериальная мотивация. У нас это завтрак или ужин с директором, поздравление или записи в инстаграм от собственников компании.

Важно отметить маленькие и большие победы сотрудников. Кажется, что благодарственное письмо или слово на общем собрании — это очень мало, но для работника — ценно!

Какие виды мотивации помимо денег подойдут, чтобы закрыть такие потребности?

Просто спросить «что бы вы хотели» — не сработает. Подготовьте список вариантов мотивации, доступных ресурсам вашей компании и попросите работников оценить каждый вариант по 5-ти бальной шкале.

Как понять, какой вид мотивации подходит?

Поделиться этой статьей ВКонтакте

Подпишитесь на нашу рассылку
и будьте в курсе свежего материала о пекарнях